Роскомнадзор массово блокирует тысячи публикаций о связи между главой ВТБ Костиным и ведущей «России 1» Наиле Аскер-заде var a2a_config = a2a_config || {}; a2a_config.locale = «ru»; время публикации: 5 апреля 2019 г., 11:51 | последнее обновление: 5 апреля 2019 г., 12:17

Сервис блогов «Яндекс.Дзен» удалил опубликованное 2 апреля расследование проекта Baza об апартаментах, которыми сначала владел ВТБ, а потом журналистка ВГТРК Наиля Аскер-заде. Как выяснилось, Роскомнадзор уже заблокировал около 1000 ссылок на интернет-ресурсы, перепечатавшие этот материал. Расследование стало предметом судебного разбирательства, нарушившего ряд правовых норм, а большинство сайтов, ссылки на которые были заблокированы, не упоминались в судебном решении. Об этом сообщают «Ведомости».

Об удалении материала Baza сообщила в своем Telegram-канале, текст расследования доступен на сайте проекта. В расследовании Baza говорилось о том, что Аскер-заде владеет апартаментами в 1-м Зачатьевском переулке в Москве. Эти апартаменты в 2012 году приобрел ВТБ, позднее они были проданы иностранному офшору, а в 2014 году владелицей недвижимости вдруг стала Аскер-заде. Росреестр подтвердил эту информацию.

Наиля Аскер-заде ранее была корреспондентом «Коммерсанта» и «Ведомостей», с 2011 года работает на ВГТРК. В 2018 году она стала лауреатом премии ТЭФИ как лучший интервьюер на российском ТВ.

Как объяснил представитель сервиса, «Дзен» получил жалобу на материал, поскольку тот содержит оскорбление или клевету, но не ответил на вопрос, от кого получена жалоба. Также «Дзен» получил уведомление Роскомнадзора, который указал, что материал Baza содержит информацию, распространение которой в России запрещено. Служба сослалась на решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области по иску ВТБ о защите деловой репутации, вынесенное в ноябре 2018 года. Это решение касалось публикаций, в большинстве из которых были упомянуты ВТБ, президент банка Андрей Костин и Наиля Аскер-заде.

Представитель Роскомнадзора подтвердил, что направил такое уведомление «Яндексу». Он не раскрыл, какие именно сведения в материале Baza Роскомнадзор признал запрещенной информацией. На аналогичный вопрос самой Baza сотрудники Роскомнадзора также не ответили.

На основании ноябрьского решения суда и аналогичного ему решения, вынесенного тем же судьей в сентябре 2018 года, Роскомнадзор уже заблокировал около 1000 ссылок на интернет-ресурсы, следует из данных общественного проекта «Роскомсвобода». Руководитель «Роскомсвободы» Артем Козлюк назвал столь массовую блокировку на основе всего двух судебных решений опасным прецедентом для России

ВТБ начал жаловаться на распространение сведений, порочащих его деловую репутацию, летом 2018 г. «Ведомости» обнаружили в картотеке Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области сведения о 10 похожих исках банка. Девять из них были объединены в одно судебное производство, решение по ним было вынесено в сентябре 2018 г.: суд признал опубликованную на 16 новостных ресурсах информацию не соответствующей действительности, порочащей деловую репутацию ВТБ и запрещенной к распространению в России. В ноябре суд вынес практически идентичное решение еще по одному иску ВТБ, оно касалось 14 сайтов.

При этом суд постановил признать запрещенными не сами материалы, размещенные на этих ресурсах, а именно сведения в отношении ВТБ и его сотрудников. В решениях судов цитируются абзацы из оспариваемых статей, но какие именно сведения признаются запрещенными, не конкретизируется.

Управляющий партнер Коллегии медиаюристов Федор Кравченко называет массовые блокировки по иску ВТБ «правовым нигилизмом». По его словам, суд даже не пытался привлечь к процессу администраторов сайтов, чтобы установить соответствуют ли опубликованные сведения действительности. Также суд не указал в решении, какие именно сведения не соответствуют действительности и носят порочащий характер, в итоге нарушив сразу несколько правовых норм.

«Невозможно автоматически применять решение по сведениям в конкретном тексте или текстах к любому другому тексту. Суд обязан каждый раз заново оценивать каждый текст. И у автора должно быть право доказать суду, что изложенная им информация верна», — заявил эксперт. Кроме того, нормам права противоречит и применение данных решений для блокировки других сайтов, не упомянутых в решениях суда.

Руководитель правозащитной группы «Агора» Павел Чиков называет происходящее «цензурой рунета в интересах отдельных лиц». Он также уверен в противоправности использования таких схем блокировки без решения суда по каждой конкретной публикации. А сооснователь проекта Baza Никита Могутин из Baza полагает, что Роскомнадзор вычищает материалы «автоматически», не задумываясь о том, упомянуты ли порталы в решении суда.

Источник: newsru.com

Ещё новости

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.