«У вас королевмкая ДНК. Как простой афроамериканец стал наследным принцем — потомком королей и работорговцев

Джей Спейтс — межконфессиональный пастор из города Роквилла (штат Мэриленд). В течение многих лет он пытался узнать о своих предках из Африки. Какого же было его удивление, когда он выяснил, что в его жилах течет королевская кровь.

История «мальчика из далекой страны», который оказался принцем — в пересказе Инфо24.

«Королевская ДНК»

Около четырех утра на телефон пришло сообщение из далекой страны. Спейтс прочел его раз, два, три, после чего разбудил жену и рассказал ей новости.

«Я принц, — прошептал он. — Принц!».

Джей и сам едва верил в то, что говорил. Он вырос в Нью-Джерси, живет в маленькой квартире. Да у него даже машины нет. Ну какой из него принц?!

Большую часть своей жизни 66-летний Спейтс искал информацию о предках, изучал доступные данные, пока след не оборвался. Как и многие другие афроамериканцы, Джей был потомком рабов, так что информации о семейной истории в письменном виде не сохранилось. В конце концов Спейтс решил сдать ДНК-тест в некоммерческой генеалогической компании Ancestry — вдруг из этого что-то выйдет?

Мой прадед – работорговец

Оказалось, что Джей — дальний родственник человека по имени Хуанлоконон Дека (Houanlokonon Deka) — одного из потомков королевской династии в Бенине, где когда-то находился крупнейший в Западной Африке рабовладельческий порт. Спейтс решил все перепроверить и обратился еще к одной базе ДНК.

Там не просто изучали происхождение, а искали совпадения между сдавшими такие тесты афроамериканцами и африканцами. Ответ из этой компании звучал так: «У вас королевская ДНК».

Темное прошлое Бенина

Первые рабы из Африки начали прибывать в колониальную Виргинию еще 400 лет назад.

В те времена никакого Бенина еще не существовало. На территории этой западноафриканской страны тогда расположились несколько королевств на побережье Атлантики, самыми крупными из которых были Аллада, Дагомея и Ойо.

Королевства XIX века на территории современных Бенина и Нигерии / Иллюстрация: Britannica.com

Отношения между соседями были непростыми. Аллада, достигшая к XVII веку своего наивысшего расцвета, не смогла противостоять натиску дагомейского короля Агаджи и была захвачена в 1724 году.

Через три года Дагомея подчинила себе королевство Уида, расширив свои территории на Атлантическом побережье. Так Дагомея получила контроль над несколькими портами, которые уже тогда использовались для торговли людьми.

Правители Дагомеи сумели сделать из работорговли основный источник доходов и превратили королевство в важного регионального игрока.

Уже к 1750 году король Тагбассу продавал рабовладельцам по девять тысяч человек в год.

Новых рабов Дагомея захватывала во время набегов на близлежащие земли. Недовольное агрессивной политике соседа королевство Ойо к концу XVIII века ослабело и не могло справиться даже с внутренними проблемами.

До середины XIX века Дагомея богатела, продавая рабов европейцами и отправляя их кораблями в Новый Свет фактически на правах регионального монополиста.

После 1850-х годов ситуация с работорговлей стала меняться. Такие крупные колониальные империи как Франция и Англия не просто отказались от использования рабского труда, но и начали противодействовать ставшей незаконной торговле людьми.

До 1888 года рабов еще можно было отправлять в Бразилию, однако торговля приобретала все более маргинальный характер и Дагомея утратила свой региональный статус.

В 1870-х годах Атлантическое побережье будущего Бенина начали колонизировать французы. После первой и второй франко-дагомейских войн, которые уложились в период между 1890 и 1894 годом, королевство превратилось в колонию в составе Французской Западной Африки.

В таком статусе Дагомея просуществовала до 1960 года, когда обрела независимость от и стала Республикой.

Через 15 лет, в результате переворота и установления власти военных, Дагомею переименовали в Народную Республику Бенин, которая встала на путь строительства социализма. Новое название имело отсылку к Королевству Бенин, которое существовало на территории соседней Нигерии до 1897 года.

Лидер новоиспеченной соцдержавы подполковник Матьё Кереку смело повел страну в светлое будущее: объявил оппозицию вне закона, установил власть единственной партии, пересажал предыдущих президентов Дагомеи, начал борьбу против религиозных и традиционных верований, а также запустил провальную, но амбициозную программу индустриализации Бенина.

Неудачные реформы вкупе с процветающей коррупцией привели экономику страны в упадок и в 1986 в Бенине начался экономический кризис.

В 1989 году, на фоне падения соцрежимов на всему миру, Кереку решил свернуть с пути «марксизма-бенинизма».

Через год в страну вернулась многопартийность, власть отошла к переходному правительству и была принята новая Конституция, провозгласившая Бенин Республикой.

После отказа от социалистической идеологии ситуация в стране стала улучшаться. По данным Всемирного банка, ВВП Бенина с 1990 года вырос с 1,96 млрд долларов до 9,25 млрд долларов в 2017 году. В рейтинге эффективности государственного управления Мо Ибрагима, который рассчитывается для 54 африканских стран, по итогам 2018 года Бенин занял 13 место, обойдя Танзанию и Марокко.

Несмотря на обретенную в XX веке независимость и успехи 1990-2000-х годов, бенинцы не забыли о своем темном прошлом.

В 1999 году, теперь уже законно избранный президент Бенина Матьё Кереку, во время службы в афроамериканской церкви в Балтиморе встал на колени и попросил прощения у темнокожих американцев за «чудовищную» и «позорную» роль африканцев в работорговле.

Школа принцев

Последствия расхлебывают в США до сих пор. Спейтс далеко не единственный представитель черного населения, ничего не знавший о своем происхождении. Теперь он пытается жить с тем, что является потомком и рабов, и королей.

«История работорговли, колониализма и рабства — это история насилия. Разлучали семьи, многих людей лишали собственной истории и культуры. Афроамериканскому населению нанесен огромный урон», — говорит антрополог-генетик Дебора Болник из Коннектикутского университета.

По ее словам, одним из методов восстановить утерянные связи стало именно ДНК-тестирование.

В случае с Джеем ситуация осложняется тем, что его предок-король, скорее всего, был одним из тех, кто сам ловил и продавал рабов европейцам, отвозившим живой товар в Бразилию, США и на Гаити.

В цепи заковывали представителей конкурировавших племен или взятых в плен. Как отмечает Спейтс, чем больше он узнавал, тем больше вопросов у него возникало. В любом случае, он никак не мог решиться выйти на связь с далеким предполагаемым кузеном из Африки.

Через несколько месяцев шаман, представлявший традиционную африканскую религию вуду, приехал из Бенина в Нью-Йорк. Совпадение или нет, но он посетил межконфессиональную семинарию, где исполнительным директором работал Джей.

Спейтс не мог не рассказать о результатах своего ДНК-теста. Один из членов делегации очень оживился, услышав фамилию «Дека».

«Я знаю твоего короля. Вот номер его телефона», — сказал он.

Когда Джей сделал первый звонок, его величество повесил трубку. «Полагаю, нельзя просто взять и позвонить королю», — говорит Спейтс. Во второй раз король Кподегбе Тойи Джигла (Kpodegbe Toyi Djigla) передал трубку своей жене — королеве Джехами Кподегбе Квин-Эпо, которая знает английский.

В общем, это оказались традиционные лидеры бывшего королевства, а ныне коммуны Аллада в Бенине. Ее величество попросила у Джея фотографии родителей, дедушек и бабушек, а также поинтересовалась о его мотивах — от них-то он чего хочет? Ответов, сказал Спейтс.

В мессенджере WhatsApp королева написала Джею: «Ты потомок короля Деки, девятого короля Аллады, который правил с 1746 по 1765 год. Мы будем счастливы приветствовать тебя на твоей родине, дорогой принц».

Спейтс, естественно, не мог отказаться от такого предложения. Около месяца назад (в январе 2019 года) он сел в самолет в Виргинии и через 36 часов приземлился в Бенине. Копии семейных фотографий, которые он отправлял королеве, красовались на больших плакатах в аэропорту.

Подписи на французском языке гласили: «Добро пожаловать в королевство Аллада, на землю твоих предков».

Джей вышел на улицу и увидел нечто вроде огромного фестиваля — сотни людей танцевали, играли на музыкальных инструментах и пели. До него не сразу дошло, что это праздник в честь его приезда.

«Я подумал — вау, это серьезно. Мне казалось, что я просто приеду, пообщаюсь с семьей, посмотрю достопримечательности. Все оказалось совсем по-другому», — рассказал Спейтс.

Всю следующую неделю Джей провел в «школе для принцев». Он изучал местные обычаи, посещал разные места и встречался с важными людьми. Его возвели на престол, выдали соответствующее облачение и несколько корон.

По ночам у номера, где жил Спейтс, дежурил вооруженный охранник. Днем за Джеем следовали местные журналисты.

Такое внимание к скромному пастору легко объяснить — по словам Спейтса, он первый член клана Деки и представитель королевства Аллада, вернувшийся в Бенин из африканских диаспор.

Вместе с тем, Джей не первый потомок африканских королей в США, отмечает Бенжамен Агон (Benjamin Agon), атташе по делам культуры в посольстве Бенина в Вашингтоне.

Дело в том, что ДНК-тесты становятся все более частыми, и с ростом их популярности увеличивается число американцев, заявляющих о связях с Бенином, интересующихся этой страной. Это положительно сказывается на туризме.

Какие же бывают тестирования? Популярные анализы, подобные тем, что делают Ancestry и 23andMe, дают относительно общие результаты. Для поиска конкретики существуют такие компании, как DNA Tested African Descendants. Они напрямую связывают конкретных людей.

Серьезные генетики и антропологи предупреждают, что стопроцентного результата такие исследования могут не дать, что все это не более чем догадки. Тем не менее, американцы, потомки рабов и мигрантов, продолжают искать свои корни и с радостью узнают о своих возможных предках из других стран именно с помощью ДНК.

В случае с Бенином, количество новообретенных выходцев настолько велико, что посольство в США запланировало масштабный прием.

«После того, как их принимает королевская семья, у многих появляется миссия. Когда они возвращаются в свои страны, они должны постараться и найти других таких людей», — говорит Агон.

То, как потомки королевских кровей из Бенина оказались в США, до сих пор остается тайной. Бенин так и не смог полностью признать свою роль в трансатлантической работорговле. Не удалось добиться ясного ответа и Спейтсу.

Родственники заявили ему, что члены королевской семьи ни за что бы не стали продавать собственных людей, но объяснить, как предки Джея очутились на корабле, у них не получилось.

«Неважно, кто что сделал. Все мы закончили одинаково — в цепях», — философствует Спейтс.

Из порта работорговцев в Бенине более миллиона человек были насильно отправлены в обе Америки (Новый свет). Рядом с портом когда-то росло дерево, вокруг которого должны были пройти будущие рабы, чтобы отказаться от свободной жизни и принять неволю. Его называли «Древо забвения».

Сегодня самого дерева нет, но остался специальный знак. В присутствии новых родственников Спейтс прошел вокруг него девять раз. Он думал об отце, который так и не узнал правду о семейной истории. Он думал о дедушке, детство которого прошло на юге США во времена сегрегации. Он думал о своих предках, которых заковывали в цепи и продавали как собственность на чужбине.

Джей испытывал злость и обиду. Но когда он остановился, то почувствовал исцеление (облегчение), ведь он смог восстановить семейные связи, вернуться на историческую родину.

Теперь Спейтс планирует ездить в Бенин каждый год. Он мечтает привести с собой брата, дочерей и жену.

Джей принял и новые обязанности: как принц он должен продвигать интересы королевство, а также помогать наладить доступ к электричеству и чистой воде в своей коммуне.

На достигнутом Спейтс не остановится — Джей продолжит искать данные о семье, способствовать диалогу об ужасах рабства, помогать другим членам королевских семей Бенина проводить ДНК-тесты.

«Я потомок рабов. Я потомок семьи, вовлеченной в работорговлю. И я только начинаю это осмысливать», — признается Спейтс.

По словам Джея, король дал ему новое имя — Видекон Дека. Оно означает «Ребенок, который вернулся».

Текст: Marissa J. Lang / Сергей Горькаев, Татьяна Маркина (перевод)

Источник: info24.ru

Ещё новости

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.